И можно ли его заменить отечественным?
Онлайн-школа IT-профессий для детей Rebotica составила перечень самого востребованного ПО среди детских школ IT-профессий. Для того чтобы определить, какое ПО является жизненно важным для детского Edtech сегмента в России, методисты и эксперты образовательных программ компании провели анализ собственных образовательных программ и сравнили их с аналогичными предложениями других поставщиков, доступными на российском рынке. Затем они перечислили российские и зарубежные разработки, которыми можно заместить самое популярное ПО. Российские альтернативы, сравнимые по функционалу, нашлись для 4 программ из списка в 24.
Российский рынок онлайн образования в 2023 году значительно увеличил скорость роста. Согласно данным Smart Ranking, объем Edtech-рынка в 1 квартале вырос на 21%, а суммарная выручка ТОП-100 крупнейших edtech-компаний составила около 26 млрд. рублей. Наиболее высокий рост произошел в сегменте детского образования — 26,9% до 8,4 млрд руб. По мнению экспертов, это связано с тем, что несмотря на нестабильность, родители по-прежнему активно вкладываются в образование детей. За что они готовы платить? Методисты онлайн школы IT – профессий Rebotica рассказали о самом популярном ПО на основе которого российские онлайн школы создают свой продукт.
Говоря о ПО в первую очередь нужно различать сферу применения. Для создания игр и для разработки сайтов необходимы разные программы, у каждой будет своя специфика. Методисты Rebotica выделяют следующие сегменты образовательной деятельности для детей в IT:
Разработка игр – самое популярное направление у российских школьников (по данным анализа продаж Rebotica за 2022 год). Для создания образовательных программ наиболее часто используются платформы Roblox (игровая среда и среда разработки) и Unity (кроссплатформенная среда разработки). Обе разработаны в США и обе доступны для скачивания бесплатно. Кроме них также используются другие платформы, но их популярность среди онлайн школ существенно ниже.
Варианты замены: Unigine (Unigine Corp, Россия). Это мощный движок для разработки игр и визуализации, который предоставляет средства для создания реалистичных 3D-сцен, включая игровые проекты, симуляторы, виртуальную реальность и визуализацию промышленных объектов.
Веб-дизайн. В этой области существует множество вариантов ПО для обучению профессии, самой популярной является Figma. Это удобный графический редактор для прототипирования и создания интерфейсов, в котором отражен все тренды современного веб-дизайна. Помимо Figma, большой популярностью пользуется конструктор сайтов Tilda и платформа для создания анимации Zero-block. Кроме того, в веб-дизайне широко применяются Adobe Photoshop и Adobe Illustrator.
Варианты замены Figma: Lunacy – редактор векторной графики, разработанный компанией Icons8 (Россия). Он совместим с форматом файлов Figma и предоставляет возможность редактирования дизайнов, созданных в Figma.
Вариант замены Adobe Photoshop: Photodiva (AMS Software, Россия). Это редактор фотографий с широким спектром инструментов для ретуширования и улучшения изображений. Он предлагает множество функций, сопоставимых с Photoshop.
Создание 3D-моделей, персонажей, игровой графики. Это направление детского онлайн образования в IT набирает обороты, так как сфера применения 3D моделинга становится шире (проектирование, медицина, киноиндустрия и проч.). Для того, чтобы погрузить своих учеников в эту профессию, онлайн школы чаще выбирают 3D-редактор Tinkercad, а также Blender – ПО для создания трёхмерной компьютерной графики.
Вариант замены: российских аналогов, сопоставимых по функционалу, на сегодняшний момент нет.
Программирование. В этой области подавляющее большинство школ выбирают Python, второе место остается за его вечным конкурентом Java. Многие методисты соглашаются в том, что Python позволяет более комфортно погрузить ребенка в мир программирования и предлагает широкие возможности по продвинутому освоению профессии. Модуль Tkinter помогает ребенку создавать анимацию, а модуль PyGame – внедрять в созданную программу музыкальные эффекты и изображения. Кроме того, в разработке становится более популярным направление создания чат-ботов. Для этого учеников знакомят с работой сервис регистрации ботов для в Telegram BotFather. Еще в сегменте программирования важно упомянуть Visual Studio Code — лёгкий редактор кода, текстовый редактор кода Sublime, а также GIT – одну из самых популярных распределенных систем управления версиями.
Вариант замены: российских аналогов, сопоставимых по функционалу, на сегодняшний момент нет.
Кроме ПО, необходимого для освоения IT профессий, в работе онлайн школ важную роль играют программы, обеспечивающие качественное взаимодействие наставника и ученика. Они используют разные коллаборативные инструменты для совместной работы над проектами. Чтобы работать вместе над кодом и делиться знаниями, онлайн школы используют такие инструменты как GitHub, GitLab и Bitbucket. Для совместного написания документации и заметок чаще всего используют Google Docs или Microsoft Office Online.
Общение наставника и ученика происходит на базе веб-конференций и чатов. Самые популярные инструменты включают Zoom, Microsoft Teams, Slack и Discord.
Вариант замены: Как альтернатива Zoom сегодня может быть использован сервис от Сбербанка под названием SberJazz.
Кроме перечисленных направлений, в будущем будут появляться новые.
Российский Edtech постоянно развивается. В ближайшее время можно ожидать роста популярности VR/AR, а следовательно и запросов на изучение инструментов для разработки дополненной реальности например, Unity и Unreal Engine. Еще нужно отметить рост популярности сферы ИИ и машинного обучения. Работа с инструментами TensorFlow и PyTorch позволит студентам применять алгоритмы машинного обучения и анализировать данные. Эти навыки очень востребованы на рынке. Ещё я с интересом наблюдаю за развитием технологий Web3 и их интеграции в образовательный процесс. Уверена, что в ближайшее время мы увидим большое количество предложений по обучению этому направлению.
Василиса Никифоровская, главный методист учебных программ в компании Rebotica
Справка
Rebotica — международная школа IT-профессий для детей. История проекта началась в 2017 году, когда Александр Киселев, выпускник МГТУ им. Баумана открыл курсы по робототехнике при московских школах. В 2020 году проект был полностью переведен в онлайн формат, и в нем стали появляться другие ИТ специализации. В мае 2021 официально начал работать под названием Rebotica. Сегодня в школе обучаются более 10 тыс. человек, а выручка компании увеличилась с 1.25 млн. руб (май 2021) до 66 млн. руб (март 2023).