В далёком 2004 году появилось продолжение-перезапуск популярной игры Doom, вышедшей аж в 1993 году. Вообще у компании ID Software есть традиция – раз в 11-12 лет выпускать перезапуск Doom с видоизменённым сюжетом. Сюжет похож на предыдущий, но с оговорками. Doom 3 стал самой не похожей на Doom игрой. Если смотреть на сюжет целиком, всё просто — вы солдат, прилетели на Марс или на Фобос, не важно, и вокруг вас начинается какая-то мистика и вам приходится умножать на ноль всякую нечисть. И хоть Doom 3 имел в основном положительные отзывы, он не стал таким же успешным, как его старший и младший братья. Хотя, я считаю, это незаслуженно.
Я играл в Doom 3, когда он вышел. Я играл в него в 2011 году, когда вышло переиздание BFG edition, я поиграл недавно в обычный Doom 3, и могу сказать, что это отличная игра. Причём незаслуженно обделённая вниманием. Возможно, потому что в то же время вышли Half-Life 2 и FarCry, а возможно потому, что от Id Software ждали чего-то эпохального, а получили крепкий хоррор-шутер и такое же DLC. Правда с всякими нововведениями типа гравипушки прямиком из Half-Life 2 и монстрами, подозрительно похожими на Чужого.
Doom 3 — игра не без огрехов. Например, двустволка, которая была во всех частях игры, включая даже Doom 64, в оригинальной Doom 3 отсутствовала и появилась только в дополнении. К тому же самая мощная пушка во всех играх Doom — BFG — была отодвинута непонятным «Душекубом». И хоть он представлял собой довольно интересное оружие, но всё равно как-то странно видеть BFG, не сносящую всех врагов одним залпом. Однако в кат-сценах игры она именно так и работает.
Ну ладно, начнём по порядку
Во всех частях Doom вы солдат и должны идти вперёд, а когда вам мешает нечисть, то идти вперёд с помощью оружия. Однако Doom 3 пошёл дальше, и в нём, помимо кат-сцен, есть КПК с различной информацией (да тогда это считалось мегатехнологичным). И как раз эти КПК добавляют жизни в игре. Наполненность мира, плюс больше раскрывают возникновение разных адских созданий на базах Марса, Деймоса и Фобоса.
Большинство врагов в Doom 3 претерпели сильные изменения, причём, например, образ Hellknight перекочевал в Doom 2016 года и Doom Eternal, а обычные зомби (не солдаты) вообще появился только в Doom 3 и тоже попали в последующие игры.
Претерпел изменения враг Lost Soul, у него убрали рога. Потом в дополнении рога вернули, но в оригинале «Потерянная душа» была без рогов.
С врагами возникает определённая проблема. В предыдущих частях Doom были солдаты, тут же есть зомби, классические зомби с долгими перемещениями и резкими рывками. Однако солдаты тоже есть, но они двигаются с обычной скоростью. Почему солдаты стали адскими созданиями и теперь наваливают главному герою в обычной скорости? Они названы зомби-солдатами, только двигаются, не как обычные зомби. В предыдущих частях зомби не было.
Да, мне сейчас фанаты скажут, «да как так вот назывались в самом первом DOOM есть зомби». Да, но это были зомбированные солдаты, двигающиеся на обычной скорости. В новой части в угоду реализму зомби стали медленные, а зомби-солдаты остались такими же. Это немного сбивает с толку. На мой взгляд, надо было или солдат убрать, или сделать их такими же медлительными, как зомби.
Я так полагаю, Doom 3 хотели сделать более мрачным, в стиле научно-фантастических фильмов-ужасов типа «Горизонта событий» или первого «Чужого». И атмосферно это у создателей получилось. Правда, иногда не хватает того задора, который был в первых играх серии. Чтобы прям держало в напряжении. То есть именно как игра серии Doom, Doom 3 больше всего не походит на остальную серию поэтому и не была понята. Когда волна за волной прут монстры, а ты жонглируешь оружием, отстреливаешься от всех подряд, бегая по кругу.
Последний раз для обзора я играл в Doom 3 на сложном уровне. В итоге лучшее оружие игры — это дробовик и плазмоган. Даже пулемёт и автомат были так себе. В дополнении я вообще использовал двустволку половину игры. Но это не значит, что игра плохая. Просто, если её рассматривать не как игру серии Doom, а как просто игру-хоррор-шутер в научно-популярном сеттинге, то удовольствия будет намного больше. Тем более КПК и прочие вещи больше походят на них, нежели на Doom.
Ну и наконец таки сюжет. Внимание, спойлеры!
Сюжет рассказывает игроку, что только попавший на Фобос морпех по имени Джон Кейн становится охранником в специальном научном комплексе с секретными исследованиями. И так как то ли ему три дня до пенсии, то ли он только из учебки, именно в его прибытие начинается чертовщина. Люди превращаются в зомби, лезут какие-то твари, и все хотят морпеха убить, а он с помощью различного оружия у нечисти охоту отбивает. В итоге пробившись через толпы разных монстров, морпех узнаёт, что всех предал учёный, заключивший сделку с силами Ада. Но благодаря кубу душ или «Душекубу» — устройству, созданному марсианами, ценой своих жизней, для борьбы с Адом — морпех всех побеждает, а предатель становиться ещё одной зверушкой в Аду.
Переходим к плюсам и минусам.
Плюсы Doom 3
Первое — у игры крепкий сюжет в стиле фильмов «Призраки марса», «Чужого» и «Горизонт событий». Атмосфера мрачная, гнетущая, холодная, темнота как отдельный враг, потому что, гуляя с фонариком, можно словить неизвестно откуда удар от зомби, который стоял за углом. Внешний вид уровней, особенно хайтек часть. Да, КПК и прочие вещи типа мониторов с трубками устарели. Но всё равно записки на КПК, общение по электронной почте внутри игры — добавляет объёма в сюжет и выглядит интересно.
Кат-сцены выполнены на движке игры и отлично смотрятся даже по прошествии почти 19 лет. Только смешнявки типа порно-порталов или онлайн-игр не к месту.
Второе — разнообразие оружия, если играть на сложном, то вообще радует, что патроны кончаются. Про оружие в минусах я скажу, но разгуляться при желании можно.
Третье — хоррорная составляющая, вполне пугающие локации, темнота как отдельный враг.
Четвёртое — сам геймплей хорош, шутерная составляющая остаётся всё ещё увлекательной, с оговорками.
Хоть плюсы существенные, есть всё-таки у игры минусы.
Минусы Doom 3
Первый — остатки «куданахренмнеидти», которыми грешили первые Quake и Half-Life. Да, в Doom 3 этого мало, но оно бесит, иногда я просто бродил, не зная куда идти, минут по 20.
Второе — хоть шутерная и хоррорная составляющие хороши, они мешают друг другу. Игра не может понять, какой из стульев выбрать, пытается сесть на оба, но не выходит. Надо было либо докручивать хоррор с отсутствием патронов, фонариком и темнотой, либо шутер, как это сделали в Doom 2016 года. В итоге хоррор моментов мало, а арены с толпой монстров урезаны даже когда играешь на сложном.
Третье, я уже говорил раньше, но теперь в минусах, — в игре много оружия, но пол игры я всех валил дробовиком и плазмоганом, потому что они оказались самыми эффективными. В дополнении я вообще пол игры прошёл двустволкой.
Четвёртое — это будет отдельный минус, порча БФГ и отсутствие двустволки. Понятно, Doom хотели сделать больше научно-популярной игрой нежели отмороженным шутером со странным непонятным оружием, каким он и был. Но двустволка это же один из символов Doom.
Опять же, идейный последователь Doom (1993 года), Serious Sam, имел в своём арсенале двустволку и вполне было лаконично. Да, в дополнении она есть, как и ненужная гравипушка. Но разговор про оригинальный Doom 3.
С BFG вообще обошлись обидно. Самое мощное оружие предыдущих игр, сносящее всех. Во-первых, оно всех не сносит, во-вторых, ещё и не самое мощное.
В итоге в игре нет самого мощного оружия, а есть два примерно одинаковых по силе. Одно правда ещё жизни добавляет, но толпу не уничтожает. Возможно, потому что орд монстров нет из-за хоррора, а возможно потому что разработчики сами не поняли, какое оружие мощнее.
Почему нельзя было оставить по мощности BFG таким же, как в предыдущих частях, а «Душекуб» оставить таким же, непонятно.
Однако минусы не настолько существенные. Играть в Doom 3 всё ещё весело и увлекательно. Очень жаль, что когда она вышла, получила незаслуженно мало внимания публики. Опять же есть мысль, что виноваты, как я уже говорил, выход игр FarCry и Half-Life 2, на чьём фоне успех смазался. А может быть публика не приняла отход от мясного шутера в пользу хоррора. Ну спустя 12 лет этот недочёт исправили и сделали игру в стиле старых добрых частей Doom — куча врагов, переключение оружия, мясище, кровища и бег по кругу от всякой нечисти.
Doom 3 заслуживает внимания любого геймера, кто хотел бы увидеть, как мог развиться Doom. Спустя 4 года вышла игра с похожим сюжетом и атмосферой, но про рудокопа Dead Space.