Наконец-то и я добрался до самой хайповой игры прошлого года в России и СНГ. Вообще не люблю всех этих поднимателей с колен российской игровой индустрии. Но, к чести Mundfish, они себя таковыми не называли. При этом шумихи игра от киприотов наделала, а в интернете то и дело говорили о поднятии с колен российского игропрома, что у него забилось сердце и прочие анатомические эпитеты. Также я не люблю оговорки “для России” пойдет, “для СНГ норм” и тому подобное. Игру я буду рассматривать без географической привязки, тем более Mundfish — компания кипрская, а значит игру будем сравнивать с другими играми, вышедшими в мире.
Во вступлении не буду рассказывать очередную историю успеха компании Mundfish. Их в интернете, как донатных помоек в “Яндекс Играх”. Расскажу о знакомстве с игрой. Узнал я о ней случайно из ролика канала iXBT.Games в 2020 году. Я стараюсь быть в курсе тех или иных игровых трендов, не сильно погружаюсь в них, но руку на пульсе держу. А тут игра в сеттинге альтернативного СССР от кипрской компании с российскими корнями, интересным дизайном, похожа на серию игр BioShock. Довольно знаковый проект, а я пропустил. Да еще игру разрабатывают чуть ли не с 2016 года.
В итоге я начал наблюдать за проектом. За это время выходили трейлеры, были скандалы с правами на музыку, студия получала дополнительное финансирование от запада и от РФ, все это подогревало интерес, особенно непонятные роботы-балерины, популярная музыка 80-х годов и матерящаяся Баба Зина.
И вот была назначена дата релиза и показан геймплей. И тут у меня возникли сомнения. Во-первых, странная сексуализация роботов-балерин. Позднее интернет сойдет с ума на какое-то время по ним. Во-вторых, судя по геймплейным кускам, казалось, что в игре будут довольно “жирные” враги, в которых надо будет выпустить не одну обойму. Далее вышел один из финальных трейлеров с геймплеем, где протагонист сражается с роботом Ежихой, и мои сомнения в долгом прохождении игры из-за выкрученной сложности у боссов начали подтверждаться. Все, кто хотя бы в начале 90-х родился, помнят различные российские и польские гнилошутеры с долгопроходимыми врагами и боссами, плохой оптимизацией и структурой уровней лабиринта “куданахренмнеидти”. Разработчики таких российских игр не парились и выкручивали на максимум сложность боссов и рядовых врагов, чтобы сложнее было проходить игру. Это было искусственное раздувание геймплея для маскировки бедности игровых механик и непродолжительности самой игры. Причем эту идею российские разработчики-издатели не придумывали сами, а копировали у своих польских коллег.
Для справки, в конце 90-х начале 00-х выражение “польский шутер” носило отрицательную коннотацию. Обычно это был очень плохо сделанный шутер с “жирными врагами” и плохим геймдизайном. Сейчас это выражение означает неплохую игру АА-сегмента, сделанную хорошо за недорого.
Естественно, я начал ждать первые отзывы от стримеров, блогеров и некоторых интернет-СМИ, потому что игровые СМИ давно себя уже дискредитировали. И интернет наполнился положительными отзывами, все хвалили наперебой игру, в российском сегменте интернета все аж из штанов выпрыгивали. Мои сомнения развеялись и я начал наполняться ожиданиями, если не шедевра, то суперигры.
Прошел почти год со дня премьеры игры, у меня не было возможности в нее поиграть, мой ПК далеко не супер новый, консолей нового поколения тоже нет, а облачный гейминг у меня всегда вызывал негативные эмоции. И вот в конце 2023 года у меня на время появился ноутбук со средними характеристиками, поэтому радостно купил игру в VK Play, других вариантов покупки у жителей СНГ нет (что меня, как и большинство геймеров, бесит, я хочу купить игру в Steam, пусть и с небольшими танцами с бубнами). Причем купил со скидкой и с первым DLC.
И… я разочаровался, потому что такого восторга, как мне предлагал интернет, я не получил. Но давайте по порядку, немного осветим сюжет, а потом я расскажу свои впечатления, перечислю плюсы и минусы и подведу итог.
Сюжет
СПОЙЛЕРЫ!!СПОЙЛЕРЫ!!СПОЙЛЕРЫ!!!
Немного расскажу про сам мир Atomic Heart. Есть нюанс, что для погружения в мир надо читать все записки и сообщения, слушать все разговоры, даже надписи на стенах, и в начале игры прочитать все мемориалы, как и поговорить с людьми. (Даже купить книгу по мотивам игры).
В этой временной линии СССР оказался впереди всех стран. Потому что в 1936 году ученый Дмитрий Сеченов открыл чудо-полимер, благодаря которому был совершен прорыв в науке. Этот полимер еще называют нейрополимером или биополимером. С его помощью стало возможно создавать прорывные технологии от увеличения способностей мозга до создания живых организмов. Именно этот нейрополимер позволил СССР вырваться вперед и пережить Вторую мировую войну.
Далее Сеченов получил задание от правительства СССР создать роботов для восполнения рабочий силы из-за потерь во Второй мировой войне (по лору игры в СССР погибло 140 млн человек). Для этого было налажено производство роботов, которых потом объединили в глобальную сеть “Коллектив 1.0”. Роботы выполняют всю рутинную работу, а с помощью глобальной сети взаимодействуют друг другам и дают людям больше времени на более осмысленную работу. Также СССР почти всех роботов поставляет в разные страны, в том числе и в США.
Сюжет в игре прорывным назвать нельзя. Мы будем управлять майором госбезопасности Сергеем П-3 Нечаевым. Нечаев прибывает в летающий город Челомей и идет к своему прямому начальнику, министру промышленности СССР и по совместительству главе Академии наук СССР, академику Дмитрию Сеченову. Попутно Нечаев свыкается с новой перчаткой, а именно — искусственным интеллектом Хранителем Знаний (ХРАЗ). Сеченов дает задание П-3 посетить “Предприятие 3826”, чтобы посмотреть, все ли готово к запуску нейросети будущего “Коллектив 2.0”. Это следующая итерация сети “Коллектив 1.0”. С помощью новой версии сети можно будет мысленно управлять роботами.
Майор отправляется на предприятие на летающей машине марки “Турбина”. Когда он уже почти прилетает на место, автомобиль атакуют мирные роботы “Дрофа”, далее Нечаев с трудом попадает на посадочную площадку, но лифт с главным героем и еще одним роботом Терешковой атакуют другие роботы модели Виталик, после чего лифт уносит еще один робот “Дрофа” и выбрасывает в неизвестном месте. Герой приходит в себя в незнакомом месте со следами боевых действий.
Далее героя опять атакуют Виталики. Отбившись от них, Нечаев направляется к предприятию и попадает в ловушку еще одного робота, и тут его спасает баба Зина. Начинается еще одно сражение, но в нем мы не принимаем участия, только видим, как боевая баба Зина ловко отстреливается от роботов из автомата Калашникова, потом из гранатомета, ну а далее отправляемся в один из подземного узлов “Предприятия 3826”, чтобы выяснить, что вообще происходит.
После так подробно я не буду рассказывать, потому что хотя я и обещал спойлеры, но стоит оговориться, что в эту игру стоит поиграть. Нечаеву надо найти и доставить живым предателя Виктора Петрова, который устроил персоналу “Предприятия 3826” локальный экстерминатус посредством местных мирных роботов. Вообще Петров был инженером и ученым, работавшим вместе с Сеченовым. Он устроился работать в роботизированный Театр имени Майи Плисецкой, где понравился сначала режиссеру за свою эрудицию в искусстве, потом заместителю Сеченова Михаэлю Штокхаузену (который немец по совместительству). Ну и далее самому Сеченову за неординарные способности в робототехнике. Позднее, когда Петров уже стал видным ученым и попал в секретный отдел Предприятия 3826 “Академию Последствий”, вступил в конфликт с Штокхаузеном и Сеченовым, в итоге был арестован за саботаж. Однако почему-то отправлен обратно работать на предприятие, но уже в качестве заключенного.
По мере поисков Петрова П-3 встречает еще одного героя игры — нейрохирурга Ларису Филатову. После нескольких полуразрушенных помещений главный герой все-таки находит Петрова, но Петров дает команду атаковать Нечаева и убегает. Тут выясняется, что встреченная Филатова тоже заодно с Петровом, как и то что Филатова — возлюбленная женщина Петрова. После того, как майор отбился от роботов, он находит обезглавленный труп Петрова. Он рассказывает все Сеченову, на что Сеченов говорит, что это плохо, но надо отвлечь комиссию политбюро, так как они в курсе проблем предприятия.
Из комиссии приехал только председатель совета министров товарищ Молотов и его охрана. Молотов предъявляет Сеченову указ об аресте академика. И тут майор вырубается. Он переноситься в непонятный сюрреалистичный мир, где идет по дороге из красных яблок и на женский голос.
Очнувшись Нечаев видит кучу трупов и Штокхаузена с Сеченовым. Академик выясняет, что П-3 нашел только тело Петрова без головы. Сеченов дает поручение Нечаеву найти голову Петрова, тем более его женщина — выдающийся нейрохирург ( и наверно могла пришить голову Петрова к чужому телу). Потом Сеченов командует близняшка убрать тело Молотова. Они берут тело председателя Совета министров и уносят к специальной ванной, после сцены из трейлера со странным фансервисным танцем, из ванны вылезает красный человекополимер смотрит на тело Молотова, забирает его и от председателя остаются кости и вещи.
Спустя сотни килограммов разбитых и уничтоженных роботов и десятки местных аналогов зараженных хедкрабами людей из Half-Life или щелкунов из Last of Us (кому что больше нравится), они же побеги в трупах, Нечаев находит Петрова и Филатову. Благодаря своей подготовке и боевому опыту, майор оказывается обездвижен Петровым. Петров начинает издеваться над П-3, а Филатова решает помочь Нечаеву. И тут майор все-таки вспомнив фразу “разделяй и властвуй” закладывает в отношения Филатовой и Петрова семя раздора, даже не семя, а бомбу. Потому что выясняется, что Петров не сказал Филатовой о своем участии в восстании машин. По сюжету, именно Петров ввел коды доступа для активации у роботов боевого режима. Не буду долго размусоливать, по сюжету игры во всех мирных роботах есть боевой режим. Вот Петров его и активировал.
Петров нехотя рассказывает Филатовой, что да, это он устроил диверсию с роботами, устроившими массовую резню на предприятии. Филатова, будучи убежденным гуманистом, бросает возлюбленного и убегает в неизвестном направлении. Бывший возлюбленный бежит за нейрохирургом, но она сбегает от него. Благодаря этой ссоре Нечаев освобождается и опять идет искать предателя. Однако расстроенный уходом Филатовой Петров ждет майора в Театре имени Майи Плисецкой. Именно в театре Петров раскрывает одну из главных тайн, которую я рассказал ранее про роботов и боевой режим. И так как на протяжении всей игры гениальный в прошлом ученый демонстрирует неадекватное поведение, в театре он окончательно теряет разум, начинает нести какую-то высокопарную чушь и в конце дирежирует и танцует с роботами, попутно объясняя П-3 какой Сеченов нехороший человек.
Далее происходит два момента. Первый — бывший ученый отдает Нечаеву какую-то коробку с кольцами. Второй — дает команду одному из роботов отрезать себе голову. И так как задание по доставке живого Петрова майор провалил еще в первый раз, с заданием притащить голову он справляется, да Ларисы рядом нет, чтобы хотя бы к какой-нибудь черепашонке пришить самую нужную часть тела бывшего ученого.
Голову надо передать Штокхаузену. Для этого надо отправиться в очередной слом веры Нечаева — комплекс Павлов. В этом комплексе майор находит несколько сюжетных моментов — очередные бесчеловечные опыты над животными и людьми, Ларису и Штокхаузена. В лаборатории, замаскированной под больницу, проводились опыты над заключенными и добровольцами, попутно на игрока вываливают рассказы про мрачных ученых без эмпатии, устраивающие очередной локальный геноцид ради науки и высшей цели.
Голову уже упокоившегося Петрова П-3 передает заму своего шефа, но вмешивается остальные сюжетные моменты — Лариса и граната, кинутая нейрохирургом под ноги Штокхаузену. Голову Петрова хотели запихнуть в того же человекополимера и процесс был начат, но граната с Ларисой мешает этому. Тут майор видит хромающего зама Сеченова, к которому подползает полимер. В этот момент Нечаев опять отправляется в мир сюрреалистических образов. Очнувшись, он выясняет, что Штокхаузен мертв, точнее его поглотил полимер, потому что от немца остались только кости и вещи, как перед этим от Молотова.
Далее майор выбирается из лабораторий. Когда Нечаев вышел на поверхность, с ним связываются Сеченов и Филатова по очереди. Герой решает поговорить сначала с Филатовой. Филатова прячется на маяке, удачно находящимся рядом с местом, где проводили бесчеловечные опыты. Сергей (да это имя главного героя, если вдруг забыли) отправляется на маяк. И на маяке майору открывают правдивую правду.
Во-первых, запуск “Коллектива 2.0” подчинит всех людей воле Сеченова. Во-вторых, перчатка Нечаева – это остатки видного ученого Харитона Захарова, который случайно упал в агрессивный полимер и сам превратился в сгусток полимера. Немного отступлю здесь, на протяжении всей игры на это намекает разные оговорки перчатки по ходу игры, как и некоторые записки в компьютерах. В-третьих, П-3 Нечаев выясняет, что он почти погиб при теракте в Болгарии, и его заново собрали, только его личность изменилась. Ему стерли память и сделали специалистом по “деликатным” вопросам на службе Сеченова. Причем служил Нечаев-человек в спецгруппе разведки со своей женой и тещей.
Правда при теракте в Болгарии пострадали Сергей и его жена Екатерина. И если Сергея потом собрали в П-3 Нечаева, то жену Екатерину не смогли собрать до конца. Все что удалось сохранить загрузили в основных маскотов игры и по совместительству телохранительниц Сеченова — Близняшек. Они различаются по позывным Левая и Правая. Позывные роботов-балерин — это части мозга жены Нечаева (левое и правое полушария). Сеченов не смог их соединить, чтобы вернуть Екатерину Нечаеву. Также Лариса рассказывает, что в голове Нечаева есть модуль, который вырубает его, а личность Нечаев переноситься в Лимбо — тот самый сюрреалистичный мир. Сам модуль сделан чтобы П-3 не впадал в режим берсерка в случайный момент. И как раз модуль может вырубать Нечаева, после чего майор становится контролируемым берсерком. И да, позывной П-3 расшифровывается как Попытка №3.
Сломленный Нечаев после свалившейся на него правды решает лететь к Сеченову с Ларисой, чтобы предъявить шефу “по понятиям”. Они заходят с ученой в лифт, и в этот момент Нечаев опять попадает в Лимбо. Он приходит в себя уже на одном из летающих платформ рядом с бабой Зиной, которая оказывается и есть та самая теща и мать Екатерины Нечаевой, которая объясняет Сергею, что Лариса мертва. Сцену расправы разработчики показывать не стали, как и что осталось от Ларисы.
Теща и остатки Харитона Захарова уговаривают Нечаева устроить Сеченову полимеризацию свинцом. Тут игроку дают на выбор: пойти поговорить культурно с шефом с помощью различного оружия и способностей, или отказаться гасить шефа. Эта механика, как я предполагаю, взята из “Ведьмака 3”. Один выбор дает дополнительный уровень для прохождения и сильный боссфайт, второй просто концовку.
Я сначала выбрал длинную концовку и пожалел. В длинном прохождении П-3 пытается сражаться сначала с близняшкой Левой, потом, когда почти ее добил, она исчезает. По пути к Сеченову майор выясняет, что такое операция “Атомное Сердце” и почему мирные роботы имели боевой режим. Далее еще один боссфайт уже с двумя близняшками и вотэтоповорот. Оказывается, ХРАЗ манипулировал Нечаевым, специально вырубал его в нужное время, и вот он опять почти вырубает Нечаева, выбирается из перчатки и залезает в полимер, где становится новым существом.
Второй вотэтоповорот — оказывается, агрессивный человекополимер, поглотивший Штокхаузена и Молотова, это накопитель информации. Остатки Харитона Захарова только что поглотили всю эту информацию. Потом Нечаев вырубается и отправляется в Лимбо, где его зовет правая. Бойцы же бывшего подразделения майора фиксируют на камерах как черная субстанция поглощает Сеченова и исчезает.
Во второй концовке Нечаев отказывает убивать Сеченова, шлет куда подальше тещу, вырывает из перчатки говорильник и уезжает в неограниченный отпуск в неизвестном направлении. Сеченов, получив об этом доклад, продолжает заниматься запуском “Коллектива 2.0” и считает такой поступок Нечаева незначительным. Не получилось коротко, ну ладно. Сюжет я рассказал, теперь мнение.
Мнение
Мнение будет состоять трех частей. Первая субъективная часть про сюжет, сценарий, ретрофутуризм и мир. Вторая будет про саму игру (геймдизайн), и третья — про техническую составляющую.
Как я уже говорил, прорывным сюжет назвать нельзя. Максимум средненький. Да, финальный твист в одной из концовок хорош, этого не отнять, но в остальном, если бы снимали фильм, то фильм был бы категории Б, причем для 90-х годов 20-го века. Такие смотрели в видеосалонах или продавали на развалах в сборниках переписанных кассет 3 в 1.
Избитый штамп, когда верный беспринципный помощник становится ярым мятежником, не срабатывает. Слом героя выглядит скомкано, поведение ХРАЗ, как беса, иссушающего героя, просто выглядит торчащим рудиментом. Оговорки ХРАЗа игнорируешь при первом прохождении, и это неумело скрытые мотивы перчатки, неумело замаскированный намек на глупость главного героя. В начале игра преподносит Нечаева как специалиста по неудобным вопросам. Его называют цепным псом Сеченова, а значит, он знает, что такое убирать неугодных тихо “без шума и пыли”. Мало того, что он не в курсе дел своего шефа, о чем в курсе добрая половина “Предприятия 3826”, так еще и катсцены нам намекают, что использует Нечаев перчатку для нейтрализации врагов. В самой же игре Нечаев выглядит не специалистом по “неудобным вопросам”, а натуральным терминатором, абсолютно бездумно уничтожающим в промышленных масштабах роботов и и прочую фауну “Предприятия3826”.
Вообще если П-3 по приказу Сеченова выполняет секретные и щепетильные задания, то прихода Нечаева в тех местах, куда его отправляют, должны ждать как прихода Серых рыцарей в мирах Империума. По всей игре складывается впечатление, что мозги П-3 все-таки не все собрали, потому что таким недалеким нельзя быть.
Например, в игре намеков, что ХРАЗ не такой уж искусственный интеллект, несколько. И если в первый раз можно пропустить мимо ушей, что ХРАЗ выдает, то второй раз это выглядит так надуманно, что непонятно, как Нечаев не задумался про свою перчатку. Крайне эмоциональные высказывания ХРАЗа должны были натолкнуть Нечаева на мысли о неоднозначности своей перчатки. Если бы ХРАЗ случайно спалился в комплексе Павлов, где он как раз был руководителем, это было бы обосновано. Да и Лариса за 5 минут поняла, кто такой ХРАЗ, а майор сопоставить одно с другим и что ХРАЗ, это анаграмма из ФИО “Харитон РАдионович Захаров”, не смог.
И не надо притягивать за уши, что майору стерли память, да и это другая личность, и ему мозги промыли. Если у него другая личность, промытые мозги и модуль ”Восход” в голове он вообще не должен иметь своей воли. В плохом фильме “Бладшот” и в хорошем фильме “Апгрейд” показано, как такие разработки могут функционировать. Тем более в игре говорится о похожих разработках. Кстати о профпригодности Нечаева, по игре его таланты войск специального назначения проявляются никак. На “Предприятии 3826” творится мясорубка, видно, как роботы вышли из под контроля, П-3 знает, кто ими управляет. И в момент, когда максимально быстро надо брать Петрова, без шума и лишних движений, майор мало того, что начинает общаться с предателем, так еще и не понимает, когда Петров дает команды роботам. Спецназовец даже переспрашивает в первой сцене встречи с предателем, о чем говорит Виктор. Кстати, в другой сцене предатель вырубает майора спецназа с одного удара электрошокером, когда тот отвлекся на робота и развернулся спиной к предателю. У Нечаева точно навыки остались из прошлой жизни?!
Ладно, оставим игровую функцию, показывающую сюжет игроку. Переходим к другим героям. В игре вообще мало героев. Возможно, не было денег на актеров для озвучки и моушенкапча, может быть изначально так задумывалось. Однако женских персонажей пара (не считая робобалерин) и, судя по трупам женщин, вообще в альтернативном СССР их было мало. Хотя во вступлении игры разделение по полу 50 на 50%. Из симпатичных персонажей-женщин вообще только Филатова. Понятно, почему у Штокхаузена и Петрова из-за нее конфликт был. Хотя нет, непонятно — у них там в Театре робобордель был, кого хочешь можно собрать. Да, эти сюжетные моменты я не озвучил, потому что терки Штокхаузена и Петрова не сильно существенны, а робобордель — гег и аллюзия на определенную ориентацию и разложение любой элиты. Сам Штокхаузен — это самый бесполезный персонаж игры. Он появляется в трех моментах, никак не влияет на сюжет и пропадает также внезапно, как и появился. Ему прикрутили на саморезах глупый конфликт с Петровым из-за женщины, но и это никак не показано в игре, об это только упоминается.
Петров и Лариса очень странная пара. Оба с каким-то странными идеалистическими воззрениями в стране, на секундочку, материалистического подхода. Оба работали на “Предприятии 3826”, оба проводили исследования и научные работы. Оба ходили в прямом подчинении Сеченова и Захарова. В итоге оба не понимали, для чего проводят свои исследования? И нет, мысль они вот занимались мирной наукой тут не подходит, они работали на секретном оборонном предприятии. Лариса прекрасно осведомлена, для чего нужен “Коллектив 2.0”. Она рассказала Нечаеву про опыты над группами людей. Лариса не могла не знать, для чего эти опыты. И, скорее всего, принимала в них участие.
То же самое можно сказать и про Петрова, он был прекрасно осведомлен про боевой режим у роботов, раз устроил “Пять ночей Фредди” всему предприятию. И тут тоже не подойдет отмазка, что Сеченов один все знал про “Атомное Сердце”, так как роботы сами себя собрали и на фабрике только роботы работают, чертежи тоже модернизировали роботы? Им все равно должен был дать команду человек, к тому же сам Виктор устроил резню.
И да, Петров-то оказывается такой же мизантроп и социопат, как Захаров. Он работал с людьми, что были на предприятии, он с ними взаимодействовал, общался каждый день и вместо того, чтобы сбежать в США и продемонстрировать там возможности роботов, он устроил локальный мясокомбинат имени Ганнибала Лектора в СССР. Можно возразить, что он так уничтожил секретное предприятие. Да, но роботов-то нет, а значит их можно отключить и набрать новый персонал, разработки-то остались. К тому же Петров не приказал роботам уничтожить само предприятие, если роботы в игре слонялись без дела и только Бурав, аки червь с Аракиса, вылезал в неподходящий момент.
Если же устраивать полноценную диверсию, то тогда так, чтобы и фабрика роботов перестала работать. Но вместо этого Петров просто устроил массовую резню с уничтожением всех людей на предприятии. И касательно боевого режима и операции “Атомное сердце”, что это за такой боевой режим у роботов, когда роботы начинают уничтожать все человеческое население вокруг? Разве в роботах не должно быть распознавание “мирный человек”, “солдат вражеской армии”. Получается Сеченов и партийная верхушка решили устроить геноцид США и стран Азии. Это точно не план Бога-Императора, только с использованием еретических технологий ?!
В длинной концовке на это намекает подробное описание роботов с указание сколько человекокилограмм сможет нарезать каждый из роботов. И если все таки в операции “Атомное сердце” предусмотрено разделение на военных и мирных, то это еще один довод в копилку откровенного сумасшествия Петрова. В его адекватности также заставляет сомневаться и идея сделать предложение Ларисе посередь трупов его и ее бывших коллег.
Сама Филатова тоже очень выборочный гуманист. В конце игры видно ее разочарование в Сеченове, проекте “Коллектив 2.0”, ну и скорее всего в идеологии и стране. Правда, есть нюанс, сама она работала с Захаровым, про мизантропию которого все знали. И раз работала бок о бок с ним, будучи гениальным нейрохирургом, в той или иной степени она знала про скрытую задачу “Коллектива 2.0”. Петров знал про эту задачу, о чем нам в конце говорят прямым текстом. Да и Лариса показывала Нечаеву группы людей, над которыми проводились испытания. Значит прекрасно отдавала отчет, чем занимается. Мне можно возразить, нет до конца не понимала, ведь она находится в подавленном состоянии. А не смущает, что она руководит оставшейся группой подопытных и знает про 200 таких групп. И когда майор рассказывает нейрохирургу свои симптомы, безошибочно находит проблему. Это доказывает участие Филатовой во всех этих опытах. Поэтому ее разочарование непонятно.
Не самое типичное поведение всех героев в игре объяснить достаточно просто. Заявив сеттинг альтернативной вселенной, в поведение людей альтернативного мира вложили поведение современных людей. Идеи, мысли, жесты, прически. Только это поведение не сочетается с теми законами мира, что сами создатели придумали.
Все мы отражение той среды, в которой родились, воспитывались и росли, даже если стараемся от нее отделаться. Особенно это касается людей творческих профессий (художников, сценаристов, писателей, дизайнеров и так далее). То, что впитывал человек в начале своей жизни, так или иначе отражается в творчестве. По Atomic Heart видно, что люди, его создавшие (ответственные за целостность игры, за сценарий и прочее), родились на исходе СССР, поэтому отсылки на поп-культуры СССР сделаны не поверхностно, можно сказать с любовью. А вот взросление пришлось на Россию 90-х, когда по телевизору и уже набирающему обороты интернету разные вещи говорили про СССР с критикой и объяснением каких-то неприглядных вещей. Поэтому часть, связанная с политической и социальной жизнью СССР из Atomic Heart показывает, “как все скрывали”, “все было не так как говорили по Центральному Телевидению”, “партийная верхушка была отдельно”. Эти идеи смешались в Atomic Heart, но собрать их в единый функционирующий мир не получилось. Поэтому в альтернативном мире СССР работают и живут люди из современной России с сопутствующим им поведением: матершиной, современным языком, половыми девиациями и контркультурой. Кстати, насчет языка и матершины. Я нормально отношусь к мату в играх, где-то даже считаю его нужным. Однако в Atomic Heart мат во многих местах выглядит, как ненужный элемент. Будто школьник узнал новые слова и решил везде их использовать.
Вернемся к самой игре. Чего у нее не отнять, так это визуала, мне кажется, это самая проработанная часть Atomic Heart. Игра стильная и красивая. Очень жаль, что в конце нет того же пролета, что был в начале. Потому что было бы очень интересно наблюдать, как роботы, только что устроившие небольшой рай Скайнета на отдельном предприятии, начали это предприятие восстанавливать. Но даже без этого гулять и разглядывать открытые локации, например, на ВДНХ, мне было одно удовольствие.
От художественной части перейдем к игровой. Геймдизайн или как играется в саму игру. Играется задорно, но не без оговорок. Я не знаю, специально или случайно, но разработчики сделали стелс-элементы в игре на открытых пространствах. Они есть и в помещениях, но в помещениях таких элементов мало и с ними нет проблем. На открытых пространствах эти элементы откровенно раздражают. Сами элементы – это камеры, поднимающие тревогу, из-за чего бесконечно появляются враги. Это сделано, чтобы игрок не расслаблялся. И да, с помощью одной из игровых механик эти камеры можно отключить.
Но есть и проблема, в начале игру воспринимаешь как коридорный шутер с лутер-механиками. Однако при выходе на поверхность начинается смесь стелса и игры в псевдо-открытом мире. И обе эти вещи не работают. Как я уже говорил, в игре есть камеры, поднимающие тревогу. Всего уровней у тревоги два. И в обоих случаях на игрока прут толпами роботы. И это не самая большая проблема, даже когда заканчиваются патроны, можно ударно-дробящим оружием отбиться. Проблема в том, что, зачистив территорию, игрок получит тех же врагов через некоторое время. В какой-то момент просто прилетают дроны-ремонтники и собирают обратно разломных андроидов. Причем во время тревоги роботов еще подвозят с фабрики, это заложено в игре и в лоре игры.
Тут возникает вопрос, эти вещи были сделаны для искусственного увеличения игрового хронометража? Тот, кто не играл, задаст, вопрос, вроде выглядит не очень сложно, можно же тихо красться. Да, можно и уничтожать роботов по стелсу, а камеры просто разбивать. Но на камеры тратишь патроны, ну и я упоминал элементы псевдо-открытого мира и лутер-механик. Чтобы получить лучшее оружие, его апгрейд и способности в игре, надо обходить определенные локации и стараться пылесосить (да это выглядит, как я сказал) все что можно и нельзя. Сами определенные локации называются “Полигоны”. В них и находится часть снаряжения, чтобы до них дойти надо пройти мимо камер и бесцельно слоняющихся вокруг андроидов. И вот тут псевдо-открытый мир и стелс начинают раздражать. Иной раз просто не хочется отходить от курса, чтобы поискать побольше компонентов для оружия, патронов, аптечек и так далее. Но это нужно делать. Потому что, например, способности очень сильно облегчают жизнь в босс-файтах, а апгрейд оружия помогает легче мочить местный аналог зомби.
Для покупки и улучшения способностей и оружия в игре есть специальные хабы, обычно это или строения в виде гриба, или комната с возможностью сохранить игру и агрегат похожий на холодильник “Элеонора”. Она не холодильник, а мечта любого адепта культа Механикус. В нее загружаешь чертеж и получаешь нужное оружие. Правда, есть минус, в “Элеонору” запихали большинство скабрезных моментов, что тоже под конец начинает раздражать, как игрока, так и персонажа. Однако в остальном улучшение способностей и оружия радует разнообразием.
Вообще эта часть могла бы починить стелс и псевдо-открытый мир, если бы часть способностей была сделана для реализации стелса. Например, в игре можно отрубать роботов по одному через спецразъемы, а можно всех роботов на ограниченной территории (эта часть мне понравилась). Для этого надо открыть специальный “гриб” и переключить тумблер. После этого аналог местного вайфая под названием “Гриф” выключается на некоторое время и можно рубить роботов как угодно. Правда, лучше по одному, потому что они хоть и в спящем режиме, но при получении урона тут же активируются. Но тут возникают проблемы с тем, что если использовать другой режим “Грифа”, то можно попасть в закрытые части локаций. Если же ее не активировать в эти части не попадешь.
Чтобы реализовать стелс без “Грифа”, вполне можно было в способность перчатки добавить возможность глушилки для 2-3 роботов в радиусе 2-3-х метров. А чтобы эту способность можно было чаще использовать, “Гриф” бы включался быстрее.
Однако когда игра превращается в коридорный шутер, получаешь неподдельное удовольствие. И именно за счет лутер-механик оно только усиливается. Особенно когда это какая-нибудь арена или коридор с кучей роботов и побегов-”зомби” или босс-файт, вот тут можно развернуться. Лично моя боль – это консольные моменты, когда враг или босс хватает героя и надо жать кнопки, чтобы освободится, но это только мои про проблемы и мои кривые руки.
Ну и техническая составляющая. Вот самая больная часть игры. Игра хорошо идет в низком разрешении на непроизводительном железе, вплоть до того, что на том же железе Doom Eternal отказался идти. Я играл и на более производительном железе на средних настройках. И в обоих случаях я постоянно ловил какие-то проблемы, я мог застрять в текстурах, мог прилипнуть к стенам, один раз я даже провалился сквозь уровень, или, например, часть схватки с беляшом выглядела так, что он бегал из стороны в сторону, не замечая меня. И так как я с ним мучился дольше всех (вопрос рук я уже озвучил), то его так глючило несколько раз. Также очень раздражает, что многие диалоги и разговоры могут быть прерваны из-за нападения врагов. Один из серьезных диалогов был прерван очередным мини-боссом. Иногда диалоги могут идти поверх другого звукового сопровождения, что превращает звук в кашу.
И хоть я так развернуто рассказал про косяки мира и техническое исполнение, игра мне понравилась. Да, в число любимых игр она не вошла, но я получил удовольствие, возможно, через лет я даже ее перепройду. Музыка радовала, игралось бодренько, как в любом шутане особо голову не включаешь, даже в головоломках.
Ну такое развернутое мнение, но если вам его лень читать и то переходим к плюсам и минусам.
Плюсы:
- дизайн персонажей, локаций и вообще самой игры;
- шутерная составляющая;
- музыка (даже Шарманка Баскова не бесит)
- отсылки к разным произведениям;
- так называемая длинная концовка.
Минусы:
- сюжет и сценарий;
- обилие матерщины не к месту, современные язык, жесты, поведение героев;
- элементы стелса и открытого мира;
- техническое исполнение ( баги, глюки и так далее).
Итоги
По итогу Atomic Heart – это крепкий середняк, есть игры лучше, есть игры хуже. ААА-игрой его можно назвать с большой натяжкой. Если бы игра вышла в 2014 году или раньше, ее бы назвали ну норм и она бы получила только небольшую часть внимание мировой прессы. В России был бы такой же ажиотаж, но геймдев в РФ по собственной интеллектуальной собственности в СНГ почти мертв примерно с 2008 года, если вынести за скобки инди проекты и донатные помоечки. Особенно одиночные приключения. Поэтому все любое удобоваримое воспринимается как мегашедевр. Однако Atomic Heart – это еще и мешанина из идей, которые накидали в общий котел и решили реализовать все. Так было с Far Cry, который самый первый. В нем были и мутанты, и наемники, и псевдо-открытый мир, и идея книги “Острова доктора Моро”, и ядерное оружие, а ведь хватило бы одной идеи. Также и с игрой от Mundfish, хватило бы одних роботов, но решили использовать по полной. Поэтому добавили захват мира, зомби и секретные эксперименты.
Однако я не буду использовать оговорки “для России сойдет”, “для первой игры норм”, “могло быть хуже”. Atomic Heart получилась добротной игрой с проблемами, в которую стоит поиграть и которая стоит своих денег. Проблемы в игре впечатление не портят, в процессе на них не обращаешь внимания (кроме, момента с вылетом за уровень). И да, по игре вышла книга, раскрывающая часть пробелов и чуть больше погружающая в мир. Не читайте ее, вот это откровенный мусор, лучше купите DLC и другой мерч. Жду остальные 3 дополнения в ближайшее время, а в дальней перспективе вторую часть Atomic Heart.